"...змея, медленно сжимающая ухват..." (с) / "вот ползу я, полтора нежных уязвимых метра вкусного, высокоусвояемого белка..." (с)
Я напишу это здесь, а не в ЖЖ, потому что основной разговор идет здесь. Я напишу это у себя, потому что считаю неверным вторгаться в разговор у кого-то из игроков, потому что эмоции и впечатления мастера не коррелируют и специфически соотносятся со впечатлениями игроков.
Не осуждая и не обсуждая эмоции всех участников, я расскажу вам свою историю, она тоже будет игроцкой, может быть, этот опыт кому-то поможет.
В 2005 году МГ "Бобровый утес" делала свою вторую игру - "Падение гаваней", это была первая игра, на которой я была главмастером - а также играла Маэдроса. Дети, не будьте такими, как Влас, не делайте так, и это замечание в сторону, к истории, которую я рассказываю, оно имеет косвенное отношение.
Феаноринги, как положено, пришли и вынесли Гавани Сириона. Мы год готовили команду феанорингов, и мы много вложили в то, чтобы вышеуказанные феаноринги не выглядели как феаноринги из детской комнаты милиции, мы просто расшибались об то, чтобы у них была и совесть, и рефлексия, чтобы они осознавали, что сделали. Своей цели мы достигли, они осознавали.:) И вот пришли мы, такие красивые (и такие хорошие, хоть и страдающие:)), быстро и почти бескровно взяли Гавани, собрались уходить, а вокруг нас жители Гаваней, которые на нас кидаются, как на орков. Мы вроде бы стараемся вести себя корректно и чем-то помочь, но получается еще хуже, наконец, собираемся уходить, говорим им что-то про ворота, и кто-то из жителей Гаваней (я даже помню, кто, но здесь это неважно) нам глумливо кричит: "Спасибо, что починили нам ворота!"
После игры скандал не утих, через день он выплеснулся с новой силой и породил конфликт, который исчерпал себя только в 2012 (!) году. Острая стадия, с километрами дискуссий на сотню комментов каждая, длилась месяца полтора, потом конфликт сошел, но мы, раньше дружившие, фактически перестали ездить на игры друг к другу. Нашей первой совместной игрой после "Гаваней" были "Призраки революции" Ханны, 2012 год, после которой мы остались до воскресенья и, уезжая, с удивлением обсуждали, что, кажется, теперь тема закрыта...
Я читаю сейчас диалог у Нины в ЖЖ, диалоги здесь в дайри, и моя поганая эмоциональная память подсовывает "Спасибо, что починили нам ворота!" - с теми же самыми чувствами, с которыми я слушала это 13 лет назад. Я читаю то, что пишет Нина, и вспоминаю себя. Я читаю всех остальных и вспоминаю команду Гаваней.
Нет, наверно, сейчас никто не поссорится насмерть из-за ролевой игры, времена нынче слишком хреновые, не до жиру, но крови попортить себе и другим - как нечего делать. Дети, не будьте такими, как Влас, остановитесь раньше, чем каучуковая бомба вытопчет пространство вокруг вас - а она может, ей пофиг, она резиновая. Сейчас, на нервах после игры, можно наговорить друг другу такого, что потом вообще не вычерпаешь.
"Гавани" встали дорого и аукались годы спустя, но они дали неоценимый опыт, который я, как мне казалось, усвоила настолько, что больше не повторю совершенных там ошибок, которые были реально огромны. Нет, оказывается, еще не весь опыт 2005 года осмыслен, и финал "Свободной зоны" возвращает меня к тому, что есть еще кусок, который я осмыслила не до конца - о приемах и ходах, которые нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Я не могу пока сформулировать, почему именно, но устраивать такие разбирательства, особенно под конец игры , нельзя вообще, потому что то, что выплескивается из людей в ответ, я не хотела бы видеть никогда.
Я не знаю, где граница допустимого, я не знаю, как определить это "нельзя", чтобы превратить его во внятную инструкцию, пока мне хочется завязать с мастерением, чтобы, если не развидеть, то хотя бы не повторять больше ничего подобного.
И, возможно, стоило бы написать это в начале, а не в самом конце поста, но пусть будет здесь: согласиться на этот финал было огромной, просто чудовищной ошибкой. Огромной.:(

Комментарии
17.04.2018 в 08:18

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Змей, кмк, на этой ролевой игре люди делятся на тех, кто не поссорится, потому что уже не поссорится, и тех, кто не поссорится, потому что и не дружил никогда.
Для меня это сейчас скорее история все еще о том, что мейнстримный подход и олдскульный вообще, никак не смешиваются, даже когда кажется, что все смешалось и состыковалось.
17.04.2018 в 08:24

contra spem spero // «Противопоставил идеологию пацифизма долгу гражданина» (ц)
Я своё мнение по этому поводу уже написал — что мне финал не понравился, но я почти не вижу вариантов его развития, которые мне бы понравились.
Возможно, его действительно не стоило делать таким. Но мне кажется, что ты несколько преувеличиваешь масштабы негатива от финала. Я могу говорить только от себя, но в моём случае тонны впечатлений от игры его перевешивают.
(а мой пессимизм относительно текущего момента, кажется, уже всем известен, так что я тут ни разу не мерило чего бы то ни было)
17.04.2018 в 08:57

Я не считаю, что кто-то должен извиняться за финал - ни ты, ни даже Нина или Хэлка. Он у меня был определённо не лучшим, но это все-таки слишком тонкая вещь, чтобы за неё мог отвечать мастер. Если мастера будут бояться ошибок, наши ролевые игры закончатся. Поэтому я пытаюсь сейчас рационализировать ощущения - просто для осмысления, а не для упрека. И предлагаю во всех таких обсуждениях держать в голове, что у всех сейчас эмоции, все могут ляпнуть такое, что будет помниться годами, как те ворота Гаваней.

Мне кажется мы сейчас, мы - наследники того времени и дети нашего, - не можем играть в этот суд. Не в моральном смысле не должны, а просто не можем. Потому что все ещё находимся не на стадии исторического осмысления, а на стадии "мы пережили страшную войну, и нужны годы, чтобы все это загладить, залечить..." и дальше про эру милосердия. Нам не дано, мы можем начинать такое осмысление, но наше призвание не в этом. Это махровая имха, но права на существование у неё столько же, как у любой имхи.

"Мёртвые молчат" - значит, это был финал для выживших. Но в тот момент каждый из выживших очень строго судил себя, мучился тем, что он выжил. Выжил - это как клеймо того, что тебе не хватило мужества, решительности, принципов. Для игрока - "я даже на ролевой игре хотел выжить, о!" Поэтому так больно задела людей фраза о выжившем дерьме - она слишком резонировала с внутренними мыслями. В этот момент идея выбрать тех, кто хуже тебя, и судить их могла только спровоцировать согласную истерику игрока и персонажа - что я и получилось. Поэтому это плохой финал для персонажей - он стал нужным только для тех, кто играл убежденных коллаборационистов, а они все-таки были в меньшинстве. Мёртвые остались с финалом - скажу за себя сейчас - "они идут к гражданской войне, они ничему не научились, и у меня нет голоса, чтобы их предостеречь". Большинство выживших остались с финалом "выжило дерьмо". Да, формально эта фраза была сказана не им. Но ими она была так услышана, и это можно было предвидеть.

И это был финал не для игроков, потому что в следующий раз те, кто хотел играть не в казаки-разбойники, остерегутся и не поедут. Сложные и неблагодарные роли "просто людей"были лучшим, что было на этой игре.

А если это финал не для мёртвых, не для большинства выживших и не для игроков - то для кого он был вообще?

Может быть, стоило закончить не освобождением, а сделать финальную точку чуть позже, чтобы все разобрались с этим на игре, чтобы пришедшее войско спасителей влилось в город. И внутренняя история этого города за эти годы не обесценилась бы.
17.04.2018 в 09:02

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
_Hilda_, Может быть, стоило закончить не освобождением, а сделать финальную точку чуть позже, чтобы все разобрались с этим на игре, чтобы пришедшее войско спасителей влилось в город. И внутренняя история этого города за эти годы не обесценилась бы.

Скорее наоборот. Мгновением перед входом в город. Открытый финал.
17.04.2018 в 09:07

firnwen, по мне - да. Но если очень надо дать суд игрокам-коллаборационистам... ох, мне вообще идея этого суда против шерсти.
17.04.2018 в 09:08

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
_Hilda_, а это можно сделать без собственно "технического" судилища. Правда можно. Тут мне проще словами, чем буквами, к сожалению, но я попробую поформулировать, получится - скажу.
17.04.2018 в 09:18

firnwen, верю тебе как мастеру.
Может, получится обсудить как-нибудь при встрече.
17.04.2018 в 09:22

И мне пришло в голову, что вместо анкет хорошо было бы писать "письмо не знаю, кому" - и потом игрокам они достались бы случайно. А полигон доиграл бы остальное. Была бы такая перекличка голосов.
17.04.2018 в 10:38

а вот мяу вам всем, господа собаки!(С) Раткевич
_Hilda_, это очень верная формулировка, спасибо за нее.
Мне кажется мы сейчас, мы - наследники того времени и дети нашего, - не можем играть в этот суд. Не в моральном смысле не должны, а просто не можем. Потому что все ещё находимся не на стадии исторического осмысления, а на стадии "мы пережили страшную войну, и нужны годы, чтобы все это загладить, залечить..." и дальше про эру милосердия. Нам не дано, мы можем начинать такое осмысление, но наше призвание не в этом. Это махровая имха, но права на существование у неё столько же, как у любой имхи.

"Мёртвые молчат" - значит, это был финал для выживших. Но в тот момент каждый из выживших очень строго судил себя, мучился тем, что он выжил. Выжил - это как клеймо того, что тебе не хватило мужества, решительности, принципов. Для игрока - "я даже на ролевой игре хотел выжить, о!" Поэтому так больно задела людей фраза о выжившем дерьме - она слишком резонировала с внутренними мыслями. В этот момент идея выбрать тех, кто хуже тебя, и судить их могла только спровоцировать согласную истерику игрока и персонажа - что я и получилось. Поэтому это плохой финал для персонажей - он стал нужным только для тех, кто играл убежденных коллаборационистов, а они все-таки были в меньшинстве. Мёртвые остались с финалом - скажу за себя сейчас - "они идут к гражданской войне, они ничему не научились, и у меня нет голоса, чтобы их предостеречь". Большинство выживших остались с финалом "выжило дерьмо". Да, формально эта фраза была сказана не им. Но ими она была так услышана, и это можно было предвидеть.

И это был финал не для игроков, потому что в следующий раз те, кто хотел играть не в казаки-разбойники, остерегутся и не поедут. Сложные и неблагодарные роли "просто людей"были лучшим, что было на этой игре.
17.04.2018 в 10:55

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
_Hilda_, И мне пришло в голову, что вместо анкет хорошо было бы писать "письмо не знаю, кому" - и потом игрокам они достались бы случайно. А полигон доиграл бы остальное. Была бы такая перекличка голосов.
Да. Отличная мысль, я как мастер хочу ее думать на дальнейшее.
И, кстати, это могло бы быть одним из элементов такого "суда без судилища".
17.04.2018 в 12:14

["висел и не раскаялся" (с)] [Так тому и быть: Да значит да; От идущего ко дну не убудет; А в небе надо мной все та же звезда; Не было другой и не будет.(c)]
Письмо не знаю, кому - это как «дорогие незнакомые пионеры 2017 года»?
У меня есть много слов по поводу произошедшего и реакции на него, но я надеюсь, что через некоторое время мне просто станет все равно, а лет через несколько все само сойдёт.
17.04.2018 в 13:05

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Обидеться по жизни на вынос Гаваней... я услышал стук со дна сейчас.)
Не надо извиняться. финал был не идеален, но ничем не хуже любого другого. не вижу причин, по которым - рандомный пример - игра по Барраяру может закончиться линчеванием Юрия и его людей, а игра по Франции не может закончиться расстрелом. зато нет ничего хуже, чем табуировать сложные темы вместо того, чтобы обсуждать и рефлексировать их. а игры - отличное пространство для такой рефлексии.
17.04.2018 в 13:07

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Fred, знаешь, тебя бы я тоже хотел услышать, на самом деле.
17.04.2018 в 14:35

Fred, нет, письмо персонажу этой же игры, но не кому-то конкретно, а случайно, как выпадет.
Но почти "незнакомые пионеры", да. :)
17.04.2018 в 14:44

["висел и не раскаялся" (с)] [Так тому и быть: Да значит да; От идущего ко дну не убудет; А в небе надо мной все та же звезда; Не было другой и не будет.(c)]
_Hilda_, люди, в основном, писали адресно, не знаю, как могло бы сработать отдельно ещё и письмо в пространство. Ты, может быть, смогла бы в состоянии после игры придумать что-то для жителя Шуа вообще, что мог бы сказать твой персонаж незнакомым пионерам, но я бы - точно нет.
17.04.2018 в 17:29

Fred, я просто фантазирую в комфортной для меня компании, а не объясняю, как надо было сделать.:-)
Мне проще написать письмо, чем анкету, да. Но мы все разные, в том и прелесть.
17.04.2018 в 18:39

lubelia
Fred, А скажи. Мне вот очень интересно, что ты со своей стороны тут можешь сказать.
17.04.2018 в 19:22

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Fred, _Hilda_, и вот тут я понимаю, что Франсуа было что написать "наугад" - и оно, ять, про работу: "там-то и там-то довоенные документы такой-то и такой-то, пожалуйста, найдите их и отдайте владелицам, если они живы".
17.04.2018 в 19:40

"...змея, медленно сжимающая ухват..." (с) / "вот ползу я, полтора нежных уязвимых метра вкусного, высокоусвояемого белка..." (с)
Участникам разговора про письма: кондуктор озвучивал фразу: "Вы можете написать кому угодно". Таким образом письмо наугад тоже было возможно, во всяком случае в мастерятнике в итоге скопилась довольно толстая пачка писем виртуальным персонажам, их было, по-моему, порядка десятка. Интересно, что наугад никто писать не стал.
_Hilda_, анкеты в поезде были предусмотрены для того, что любой персонаж, вне зависимости от своих действий на игре, мог рассказать о себе, завершив игру, и одновременно чтобы воздержаться от внешних, в данном случае мастерских оценок его характера и поступков. Мы предполагали, что в поезде могут оказаться немцы или еще какие-нибудь милые люди, скажем, Больдог хотел таким образом выйти из игры, но просто физически не успел.
Такой универсальный способ может подойти не всем, ну что делать, это издержки ролевых игр, не все и не всем нравится.
17.04.2018 в 19:49

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
odna_zmeia, я понимаю, что Раймон как раз мог бы написать неизвестным потомкам. Но меня по жизни складывает от такого градуса пафоса, с которым он это мог, а ему-то абсолютно всерьез...
17.04.2018 в 20:02

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
odna_zmeia, ну вот до меня вариант про "наугад" только сейчас дошел, увы. С другой стороны, спрятанные документы так и так найдутся - по игре они остались в личных бумагах Франсуа - так что даже и не очень досадно. Но, кажется, это вариант, который просто сходу, особенно в стрессе, в голову может вообще не прийти.
17.04.2018 в 20:31

"...змея, медленно сжимающая ухват..." (с) / "вот ползу я, полтора нежных уязвимых метра вкусного, высокоусвояемого белка..." (с)
firnwen, да я не знаю, нужен ли он и что он принципиально меняет.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии